В свое время меньшовская «Москва слезам не верит» стала культовым фильмом, гламурной историей с хеппи-эндом для тех и про тех, кто приехал покорять столицу. С годами «народная тропа» в Москву превратилась в скоростное шоссе. Истории приезжих из российской провинции и постсоветских республик во многом типичны. И требуют своего героя, который появился уже практически у каждого социального и профессионального сообщества — от бандитов до правоохранительных органов. Побег из Туркменистана
Этот герой — гастарбайтер из одноименной книги Эдуарда Багирова, 32-летнего писателя из Туркменистана, 11 лет живущего в Москве.
Впрочем, «Гастарбайтер» писался как «своя» книга не только для тех, кто решил покорять столицу, но и для тех, кто каждый день пересекается с приезжими — в своих семьях, в офисах, на улицах и в торговых точках.
Корреспондент: Гастарбайтер, герой твоей книги — это реальный персонаж или все-таки по большей части выдуманный образ?
Эдуард Багиров: В книге — изрядная часть моей биографии. «Гастарбайтер» весь основан на реальных событиях, там нет ни одного надуманного эпизода и ни одного присочиненного слова.
Не боишься, что рассказываешь слишком личные вещи, что героя легко соотнесут с тобой?
Это будет не совсем верным сопоставлением. Это же собирательный образ, факты взяты не только из моей биографии, но и из биографии моих друзей. Из меня плохой сочинитель. Я могу излагать, а придумывать — нет.
Тогда, наверное, сложно будет писать следующие книги — ты же не будешь вечно пересказывать свою жизнь?
То, что вошло в «Гастарбайтер» — дай бог, двадцатая часть того, что я мог бы рассказать. На 200 страницах всего не изложишь. У меня была очень насыщенная событиями жизнь.
Ты, так же как и твой герой, приехал в Москву из Туркменистана?
Я жил в Туркменистане до 18 лет, окончил школу, успел в армию сходить, но ненадолго. Я оттуда сбежал, потому как начались неприятности с законом. Тогда как раз Сапармурат Ниязов подмял страну окончательно, начались смутные времена, мне пришлось оттуда уходить.
Какие неприятности?
Не 37-й, конечно, год, но за лишние слова уже можно было поплатиться. Сапармурат очень сильно развил службу КНБ — комитета национальной безопасности. Там были наушник на наушнике, чуть ли не полстраны на КНБ работало. За каждое слово могли посадить. Абсолютно любого человека можно было взять на улице и сделать все, что хочешь. К тому же я по маме русский, а по папе — азербайджанец, а русских тогда просто без шума и пыли выдавливали из страны. Увольняли, не принимали на работу, не давали возможности получать высшее образование...
Если ты сбежал из армии, то сможешь ли вернуться в страну? Это ведь классифицируется как дезертирство.
Это исключено. Мне незачем туда возвращаться, я гражданин России, да там и не осталось никого из друзей и близких, кроме брата. Я в Туркмению съездил бы, когда страна отойдет от Сапармурата, но только на экскурсию.
А как брат пережил выдавливание русских?
Он сводный брат по отцу — чистый азербайджанец, ему там проще, он же «черный». Зато сюда он не приедет ни при каких обстоятельствах.
Как сбежал из армии?
Я служил в Ашхабаде. Просто вышел за ворота в центре города, пошел на вокзал. Проводник проникся моей ситуацией и вывез меня из Туркменистана. Так в январе 1994-го приехал в Москву. Но здесь у меня тоже возникли неприятности с законом — по глупости, по юношеству. Пришлось посидеть пару лет. Не хочу вдаваться в подробности, но я никого не ограбил, не убил, не изнасиловал. «Я не был акулой, и акулы меня перекусили»
Как получил российское гражданство?
Очень просто. В 1996 году, после заключения, я приехал в маленький город в Нижегородской области, куда переехала моя мать. Это ее историческая родина, она в молодости уехала оттуда в Туркменистан по разнарядке. В области я прописался и получил гражданство, а через 9 месяцев вернулся в Москву.
Учился?
Я поступал в одну академию на юридический факультет, проучился полгода. Но потом понял, что юрист из меня не получится. У меня, наверное, усидчивости не хватает. Да я и поступал-то на спор, на самом деле. У меня была знакомая девушка, ее мать работала там кем-то в руководстве. Она мне как-то в запале сказала, что в эту академию мне никогда не поступить. Ну, я пошел и поступил. Потом организовывал всякие разные полулегальные конторки. Тогда было совершенно дикое налоговое законодательство: если платишь налоги честно, то еще и должен останешься. Открывал агентство недвижимости, транспортное агентство, торговые компании — всего и не вспомнишь. В прошлом году закрылся последний проект — строительная компания.
Почему ни один из проектов не перерос в постоянный бизнес?
Из меня плохой бизнесмен. Зато организатор хороший. Я с улицы пришел в строительный бизнес, месяца за три вошел в тендер на подряд губернатора по восстановлению Подмосковья. В принципе, с улицы туда не попадают, а я попал достаточно легко. И какое-то время там проработал. Но там надо постоянно следить за происходящим, получать информацию, интриговать. А я не акула бизнеса. Другие акулы вовремя подсуетились и перекусили меня. После этого я пришел в Newmedia Stars Константина Рыкова, занимался организацией Фестиваля любви.
Как ты от всей этой разноплановой деятельности перешел к литературе?
Вообще, я писал всегда. Я же ко всему прочему несколько лет являюсь редактором литературного клуба Литпром.ру. Там публиковал свои рассказы, к тому же у меня уже лежала пара написанных глав «Гастарбайтера». Я вообще люблю сидеть за компьютером, я живу в Интернете. Мои московские контакты, а их более тысячи, появились в той или иной степени благодаря Интернету. Интернет сделал мою жизнь.
Ты говоришь, что «Гастарбайтера» начал писать давно. Почему долго не брался за продолжение?
После закрытия этой строительной организации у меня были не те финансовые возможности. Все, что было, я вложил в нее, вплоть до машины. У меня ничего не осталось, а чтобы написать книгу, надо иметь возможность сидеть дома и заниматься ею. Разговор о "Гастарбайтере" вообще зашел случайно. Просто когда Костя Рыков узнал, что это за книга, он решил, что неплохо было бы ее издать. Я пошел домой и начал писать. Избавление от иллюзий
Твой герой приезжает в столицу без денег, без родственников и знакомств. Его основная цель — выжить?
Главная задача заключалась не просто в выживании. Выжить в Москве на самом деле очень просто, если ты беспринципная, бездуховная скотина. Мой герой — достаточно моральный человек, и ему однозначно тяжелее.
Что ты думаешь об извечном конфликте Москвы и провинции?
Конфликт заключается исключительно в том, что провинция просто не имеет понятия, как живет столица. Они считают, что тут медом намазано, а это не так. Здесь впахивают так, как в провинции и не снилось. С такими иллюзиями многие сюда и едут, плохо понимая, что их здесь ожидает. Эта книга написана про миллионы людей, которые сталкиваются и будут сталкиваться с приезжими каждый день. Потому что сюда ехали, едут и ехать будут.
Твою книгу можно рассматривать как инструкцию по выживанию в столице?
Отчасти можно и как инструкцию рассматривать. Но это еще и избавление от иллюзий. Москва — это же город приезжих по большому счету, они и проявляют наибольшую активность. С тем, с чем сталкивался герой книги, так или иначе сталкивалось 90% приезжих. Это касается самых разных социальных слоев. Кстати, в последний раз эта тема была раскрыта, я считаю, в фильме «Москва слезам не верит». Но с тех пор изменилась сама история, а об этом еще внятно и доходчиво пока никто не написал.
У тебя самого иллюзии были?
Я вообще человек, не склонный к иллюзиям, и прекрасно представлял, куда еду. Тем более с Москвой я и раньше был знаком, знал, что легко здесь не будет. Еще в детстве, лет в пятнадцать мы с другом приезжали в Москву, закупали в гастрономе «Таганский» мороженое по 75 копеек, отвозили его ящиками на площадь Трех вокзалов и продавали по 3 рубля. А в Москве закупали сигареты и везли в Туркменистан, там тогда вообще ничего не было. «Россия для русских»
В последние годы набирает обороты тема «Россия — для русских». Тебя она как-то коснулась?
Конечно. В своей колонке в газете "Взгляд", равно как и в своем "Живом журнале" http://bagirov.livejournal.com я веду достаточно активную антифашистскую деятельность, и довольно успешно — после моих публикаций у некоторых вполне конктретных экстремистов случались немалые проблемы. То, что фашисты сейчас существуют и имеют общественную трибуну — это, я считаю, запредельно. Я не хочу этого факта понимать и принимать, и всегда буду с этим активно бороться.
К гастарбайтерам есть набор традиционных претензий: что занимают рабочие места москвичей, что соглашаются на более низкую оплату труда, демпингуя зарплаты.
Да ничьи они места не занимают. Покажи мне москвича, который за 300-400 долларов пойдет дворником работать. Разве что бабушка какая...
Или те же таджики, которые в желтых касках бегают по улицам. Они же приехали сюда не жить, а зарабатывать, у них там семьи остались, которые кормить надо. Подмосковный снобизм
У тебя в книге есть такой феномен, как «подмосковный снобизм». Ты где его увидел?
У главного героя была любимая девушка. Ее мать из Подмосковья, а отец приехал когда-то из Белоруссии. Отец и девушка имеют высшее образование, мать — не имеет. На каком-то этапе главный герой знакомится с ее матерью, и та у него интересуется: «А какое у вас образование, молодой человек?» Он: «Да никакого, не сложилось». А на тот момент у него наладился бизнес, он жил в центре города и все у него было вполне благополучно. И она начинает возмущаться: «Да как можно! Понаехали! А ну-ка дайте ваш паспорт, я вас запишу, а то мало ли что... И как вообще можно жить без образования?»
Откуда берется такой снобизм? Как в известной поговорке — москвичи очень быстро забывают, откуда родом они сами?
Это недалекие люди пэтэушного формата, которые считают, что если они родились в Москве или Подмосковье, то они уже над любым приезжим имеют превосходство. Сколько бы лет человек ни прожил в Москве, если он здравомыслящий и у него все в порядке с самоидентификацией, этого подмосковного снобизма у него никогда не возникнет.
История твоего героя не имеет четкого окончания. Будешь писать продолжение?
Конец я решил подвесить, так как мне не очень хотелось заканчивать эту тему. Мне кажется, что я далеко не все сказал.