Госдума ужесточила антиникотиновый закон. Курить официально запретят в самолетах и поездах, а в ресторанах курильщиков отсадят за перегородку. Впрочем, как говорят некоторые депутаты, на деле закон практически ничего не меняет – зато создает видимость борьбы. В пятницу Госдума в очередной раз сразилась с курением. Депутаты обсудили сразу три альтернативных антиникотиновых законопроекта. Впрочем, изначально было известно, что предпочтение нижняя палата парламента отдала лишь одному документу, именно он был рекомендован к принятию. Избранный законопроект – первый по счету – представлял один из авторов, зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Владимир Мединский. Он кратко изложил суть документа. Согласно этому проекту, в России должен быть введен запрет на курение на всех авиарейсах любой продолжительности. В поездах и на судах курение предполагается разрешить лишь в специально установленных местах. В залах ожидания авто- и железнодорожных вокзалов и в аэропортах курильщиков также собираются загнать в специальные резервации.
Не обойдут вниманием и общепит. Здесь зоны, «свободные от курения», должны составить не менее 50% от площади зала обслуживания, указано в законопроекте. Кроме того, у рестораторов добавится головной боли: их обяжут разделить помещения перегородками, которые отделят приверженцев здорового образа жизни от всех остальных, а секцию для курящих придется оборудовать специальными системами вентиляции. Чтобы усилить действенность поправок, заметил Мединский, «мы предусмотрели поправки в КОАПП, предусматривающий штрафы для администраторов-нарушителей». Для должностных лиц предусмотрен штраф от 25 до 50 МРОТ; для юридических лиц —от 800 до 1000 МРОТ.
Вслед за Мединским выступила автор другого антиникотинового законопроекта, сенатор Людмила Нарусова. Из-за того что ее идеи, по сути, совпали с тем, что предлагает первый законопроект, она в итоге стала соавтором основного документа, хотя свой и представила. Сенатор тут же обрушилась на критиков предлагаемых инициатив: «Нас тут обвиняли чуть ли не в репрессиях против курильщиков и ограничении прав человека. Просто свобода одного должна ограничиваться там, где ущемляются права другого». Вслед за этим пассажем Нарусова поразмышляла над тем, кто, собственно, должен надзирать за соблюдением придуманных депутатами новых правил. «Предполагается эти функции возложить на федеральную службу по защите прав потребителей. Но она недостаточно оперативна. Поэтому это может быть участковый, Санэпиднадзор или Пожнадзор», – предложила сенатор.
Вслед за Нарусовой выступил еще один давний борец с курением – замглавы комитета Госдумы по охране здоровья Николай Герасименко (он также являлся соавтором основного антиникотинового проекта закона). Так как автора третьего законопроекта на заседании не было, Герасименко пришлось представлять документ, предполагающий запрет на курение в органах местного самоуправления. Упомянув о сути предлагаемых поправок, депутат возвестил, что в России «наконец-то начнут защищать права пассивных курильщиков», и добавил, что, по его данным, в России курят 38% граждан, а не курят – 62%, однако с детьми в ресторан последние прийти не могут».
После этого депутаты перешли к обсуждению многообещающих поправок. Единоросс Петр Щелищ тут же поинтересовался, будут ли в стране заведения общепита, предназначенные только для курящих. «Не все рестораны можно поделить перегородками», – заметил он. На что тут же получил ответ, что в подобных случаях ресторан или кафе будет обречен работать только с некурящими посетителями. «Альтернатива такова — только для некурящих или с разделением территории 50 на 50», – заявил Мединский. Благостное настроение борьбы за всеобщее здоровье подпортил депутат от ЛДПР Сергей Иванов. Он искренне недоумевал, для чего нужны предлагаемые поправки. «Когда вы в последний раз видели, чтобы в самолете курили?» – интересовался Иванов. «В любом кафе и так есть зоны для курящих и некурящих. Так теперь вы еще заставьте над каждым курильщиком вытяжку поставить, а то, не дай бог, кто-нибудь вдохнет», – не унимался он. «Это некрасивые попытки сделать вид, что Госдума борется с курением. Просто лицемерие», – резюмировал депутат, отметив при этом, что интересы производителей сигарет подобные инициативы никак не затрагивают.
С Ивановым тут же согласился депутат Николай Павлов. Впрочем, авторы законопроектов тут же успокоили себя сентенцией, что с чего-то нужно было начать. «Дорогу осилит идущий», – констатировала Нарусова.
Тем временем ведущий пленарное заседание Артур Чилингаров предался воспоминаниям. «С третьего класса курил. Два года как бросил. А по ночам снится», –заметил он.
Тем временем за права курильщиков попытался вступиться бывший «жириновец», а ныне независимый депутат Олег Малышкин. «Что-то мы какие-то чудаковатые, пить нельзя, курить нельзя, а гей-парады разрешаем. Вы же сами понимаете, – обратился он к Чилингарову, – Не покуришь – уши пухнут». Вслед за этим Малышкин заявил, что находит штрафы за нарушение правил чрезмерными. Ему быстро возразила Нарусова. «Не надо жалеть рестораторов. Если есть средства открыть заведение, то и на вентиляцию найдутся», – отрезала она. После этого, сочтя обсуждение исчерпанным, депутаты перешли к рейтинговому голосованию. Большинством голосов, как и ожидалось, был поддержан представленный первым законопроект. За него проголосовало 406 депутатов.