Международный авиационно-космический салон «МАКС-2007» в подмосковном Жуковском побил все рекорды по числу гостей и сумме заключенных контрактов. За неполную неделю работы салона его посетили почти 700 тысяч зрителей. Организаторы признали, что людей пришло больше, чем изначально было напечатано билетов – желающих не остановила ни жара, ни вполне серьезные транспортные проблемы, ни длинные очереди на проход.
В рамках МАКСа на территории Летно-исследовательского института им.Громова было выставлено в общей сложности две с половиной сотни летательных аппаратов: от крохотных винтовых аэротакси до гигантских ракетоносцев. Демонстрировалась также легенда отечественной авиации, сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, на борт которого можно было подняться. Американские ВВС прислали стратегический бомбардировщик В-52, а Франция, например, два истребителя «Мираж» из полка «Нормандия-Неман», который до сих пор сохраняет это историческое название.
«Гвоздем» традиционно зрелищной демонстрационной программы МАКСа стало совместное выступление 2-х отечественных пилотажных групп – «Русских витязей» на тяжелых истребителях Су-27 и «Стрижей» на легких МиГ-29. Летящие ромбом 9 самолетов выполнили так называемую «бочку»: полный оборот вокруг горизонтальной оси движения группы. В таком составе эта фигура высшего пилотажа еще ни разу не выполнялась.
Что же касается экономической отдачи МАКСа, то, если верить самой предварительной статистике, объем заключенных во время салона сделок превысил 3 миллиарда долларов. Половина этой суммы приходится на Объединенную авиастроительную корпорацию.
Как отмечает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, России как всегда есть что предложить: «И если новинок в области авиации практически не было – за исключением самолета Су-35 – то было представлено сразу 3 группы продуктов от поставщиков российских вооружений. В первую очередь, конечно же, система ПВО дальнего действия С-400 «Триумф», которая поставлена на боевое дежурство в подмосковной Электростали, но на первый день МАКСа была привезена и показана президенту России. Сенсацией явился и показ комплекса ближнего действия «Панцирь», на который заключено 3 экспортных контракта: в ОАЭ, Алжир и Сирию. И специалистов также порадовали изделия корпорации «Тактические ракетные вооружения», которая представила сразу 3 новых ракеты «воздух-воздух», причем если две являются глубокой модернизацией предыдущих поколений, то одна – абсолютно новая. Тем самым было подтверждено, что самолет 5-го поколения, который сейчас строится и должен поступить на вооружение после 2012-го года, не будет безоружным. Мы также должны констатировать, что салон показал пусть медленный, но выход из коматозного состояния российской гражданской авиации. Заключено контрактов более чем на миллиард долларов на поставку различных самолетов (Ан-148, Ил-96, Ту-204) для российских и зарубежных заказчиков».
Известно также, что компания «Гражданские самолеты Сухого» подписала соглашение с итальянской фирмой о создании совместного предприятия по продаже и послепродажному обслуживанию новых отечественных региональных лайнеров «Супер Джет-100».
Как сообщил глава Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, Международный авиа-космический салон продолжит работу в августе 2009-го года. При этом по словам чиновника, взят курс на полное обновление МАКСа. В Правительство переданы документы о создании в Жуковском постоянного транспортно-выставочного комплекса. Отвечать за него будет компания «Рособоронэкспорт», главный государственный посредник в области зарубежного военно-технического сотрудничества. Директор компании Сергей Чемезов уже объявил, что организация этого крупного мероприятия требует серьезных корректив. Первое, что нужно решить – это транспортная проблема. Предстоит также убрать старые металлические ангары и построить современные помещения со всеми удобствами, создав, таким образом, настоящую выставочную площадку мирового уровня. Согласно плану, по нечетным годам в Жуковском будет проходить МАКС, а по четным – мероприятия Сухопутных войск.