20-й саммит Россия–ЕС, состоявшийся в минувшую пятницу в Мафре
(Португалия), проходил в более конструктивной атмосфере, чем предыдущая
встреча Россия–ЕС в Самаре. В Португалии был подтвержден стратегический
характер отношений партнеров и наметились подвижки с документом,
который заменит Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС). Кроме
того, Владимир Путин пообещал не ущемлять полномочия будущего
президента России.
Порядочный преемник
Главной новостью саммита в Мафре можно считать заявление президента
Владимира Путина, касающееся его политического будущего. Путин
подчеркнул, что не собирается менять Конституцию «под себя» и не будет
баллотироваться на третий срок. Президент заметил, что пока не
определился, где и в каком качестве он будет работать после мая 2008
года.
Впрочем, этого и не стоило ожидать: Путин, заявив на съезде «Единой
России» в начале месяца о готовности возглавить список партии на
декабрьских выборах в Госдуму, не исключал, что может впоследствии
занять пост председателя правительства. При этом он поставил два
условия: для успеха дела России нужна сильная «Единая Россия», а на
посту президента – «порядочный, дееспособный и современный человек».
Пока они не выполнены (хотя в их выполнимости мало кто сомневается),
Путин вполне может сохранять интригу вокруг продолжения политической
карьеры.
«Если кто-то считает, что я намерен перебраться, скажем, в
правительство Российской Федерации и передать туда основные полномочия,
то это не так. Никакого ущемления полномочий президента Российской
Федерации не будет, во всяком случае, пока это зависит от меня», –
отметил российский лидер. Это его громкое обещание скорее не успокоит,
а вызовет новый виток спекуляций на Западе о том, что Путин, возможно,
готовится оставить президентский пост совсем ненадолго и вернется в
Кремль раньше 2012 года.
Компромиссный шаг Варшавы
На фоне этих заявлений президента остальные новости из Мафры
выглядели более блекло. Перевесить обещание Путина могло бы лишь
объявление о начале переговоров между Россией и ЕС по новому базовому
договору на смену исчерпавшему себя Соглашению о партнерстве и
сотрудничестве, действующему уже 10 лет. Старт переговоров по документу
переносится второй год из-за отсутствия у Еврокомиссии (исполнительного
органа ЕС) соответствующего мандата, который должны одобрить все 27
стран – членов Евросоюза.
Пока сохраняется вето Польши, потребовавшей от России отмены
введенного в 2005 году эмбарго на ввоз с польской территории
животноводческой продукции, прежде всего мяса. Шансы на разрешение
проблемы появились на днях, когда Варшава уведомила Москву о готовности
принять российских ветеринарных инспекторов и допустить их на
мясоперерабатывающие предприятия.
Компромиссный шаг Варшавы, где сейчас по результатам последних
парламентских выборов, принесших успех оппозиции, формируется новое
правительство, может стать хорошим началом в нормализации отношений
России и Польши и в целом России и Евросоюза. Получив мандат,
Еврокомиссия могла бы начать переговоры с Москвой о новом договоре в
ближайшие недели, тем более что, по данным «НГ», в неофициальном
порядке консультации между европейцами и российскими экспертами и
дипломатами идут уже несколько месяцев.
Сталь, ВТО, энергетика
Тактическим успехом саммита стало подписание главой МЭРТ Эльвирой
Набиуллиной и комиссаром ЕС по торговле Питером Мандельсоном соглашения
о торговле изделиями из стали. Соглашение, отмечает РИА Новости,
увеличивает квоты на стальную продукцию до 2,904 млн. тонн в 2007 году
и 3,031 млн. тонн в 2008 году. В 2006 году российские компании имели
разрешение на поставку в ЕС 2,27 млн. тонн изделий из стали. Эти более
выгодные квоты, впрочем, будут действовать только до момента
присоединения РФ к Всемирной торговой организации (ВТО).
Как передает из Мафры корреспондент «НГ» Наталья Меликова, на
переговорах поднимался вопрос о вступлении России в ВТО. «У нас
осталась пара проблем», – заметил глава Еврокомиссии Жозе Мануэл
Баррозу. Эти проблемы – железнодорожные тарифы и новые пошлины на лес.
В ЕС, напомним, были недовольны решением Москвы повысить экспортные
пошлины на круглый лес. В Мафре Баррозу заявил, что вопрос с пошлинами
на лес и российскими железнодорожными тарифами, которые ЕС считает
дискриминационными, может быть решен без открытия уже завершенных
Евросоюзом в 2004-м переговоров по ВТО с Москвой. А возможность
отозвать свою поддержку российской заявки у ЕС согласно нормам ВТО
есть.
Между тем в Мафре РФ и ЕС договорились создать механизм раннего
предупреждения в области энергетики. В его основу должен быть положен
обмен информацией о потенциальных проблемных ситуациях и путях их
разрешения. Директор Европейских программ Центра изучения
постиндустриального общества Екатерина Кузнецова скептически смотрит на
новый инструмент: «Каждый год повторяется ситуация, когда «Газпром»
заявляет о повышении цен на газ для того или иного транзитного
государства. По сути, это и есть единственный механизм, который
гарантирует, что в новом году возникнут проблемы с энергопоставками в
Европу». Эксперт отметила, что в Мафре не упоминалась Энергетическая
хартия. По ее словам, европейцы поняли, что добиваться от Путина
ратификации Россией этого документа бесполезно. Получается, что даже
при наличии механизма предупреждения у ЕС не будет инструментов для
урегулирования потенциальной кризисной ситуации.
Путин в Португалии неоднократно призывал европейцев не бояться
российских инвестиций. «Наши инвестиции за границей носят практически
исключительно частный характер. Даже когда «Газпром» инвестирует,
давайте не будем забывать: 49% «Газпрома» принадлежит частным
инвесторам, в том числе не менее 25%, по нашим оценкам, иностранным
инвесторам», – сказал он.
Институт демократии
Помимо использования энергетики в качестве политического оружия РФ
чаще всего критикуют за отход от демократии и нарушения прав человека.
Если со стороны США такая критика звучит регулярно, то из Европы она
становится все глуше. Это отчасти обусловлено выделением темы
демократии в диалоге РФ–ЕС в отдельный формат. С 2004 года стороны раз
в полгода проводят консультации по этим вопросам. Путин в пятницу
предложил создать в Брюсселе Российско-европейский институт свободы и
демократии. Его цель – активизировать диалог неправительственных
структур и экспертов по вопросам организации избирательного процесса,
мониторинга выборов на территории ЕС и в России.
Быть может, в перспективе Европе удастся привить и российскую идею «суверенной демократии».
|