У каждого из нас свой Рязанов. Для кого-то он
автор «Карнавальной ночи», кто-то не может забыть фильмы этого
режиссера «Служебный роман» или «Небеса обетованные». А его комедия
«Ирония судьбы, или С легким паром», которую непременно показывают в
новогодний вечер, стала одной из таких же неотъемлемых составляющих
этого праздника, как праздничная елка или салат оливье. Об Эльдаре
Рязанове корреспонденту "Газеты" Ольге Романцовой рассказали актеры
Олег Басилашвили и Светлана Немоляева. Олег Басилашвили: "Он умеет создать на съемочной площадке атмосферу мнимой необязательности"
В Эльдаре Александровиче есть что-то фальстафовское. Он любит жизнь
во всех ее проявлениях: любит вкусно поесть, любит смешные истории и в
то же время любит поэзию, сам пишет стихи, у него масса искренних и
преданных друзей. А на съемочной площадке Эльдар Александрович - фанат
работы. Пока не сделает то, что задумал в этот день, со съемочной
площадки не уйдет. Во время работы Рязанов предельно собран, и в то же
время он умеет создать на съемочной площадке ту атмосферу мнимой
необязательности, которая раскрепощает актера и позволяет ему
импровизировать.
Мне всегда было очень трудно выбираться на съемки: я работал в
театре под руководством Георгия Александровича Товстоногова, где
нарушить дисциплину было равносильно уголовному преступлению. Я не мог
отпрашиваться на съемки и по этой причине пропустил много очень
интересных ролей. Но у Рязанова я снимался в свободное от работы время.
Например, утром после репетиции летел на самолете в Москву, cнимался, а
вечером ехал обратно. Или приезжал на съемки в выходные. Я выкраивал
время, потому что знал: даже если у меня не очень большая роль,
присутствие на съемочной площадке Рязанова-режиссера - это залог того,
что фильм должен получиться.
После замечательных комедий Рязанов снял «Небеса обетованные» -
фильм о бомжах, живущих на свалке, который вызывает громадное
сочувствие к старикам и обездоленным людям. Это, на мой взгляд, одна из
лучших картин Рязанова. Мне кажется, ее нужно чаще показывать по
телевидению.
Я бы хотел пожелать Эльдару Александровичу прежде всего здоровья,
потому что от этого зависят все удачи. И чтобы он, невзирая на свои
годы, оставался внутренне таким же молодым, каким был 20, 40 и 50 лет
назад.
Светлана Немоляева: "Работать с Рязановым - огромная радость"
Мы познакомились с Эльдаром Александровичем еще на пробах к картине
«Гусарская баллада». Меня привела к нему ассистентка, я выучила песенку
«Спи, моя Светлана», но я не прошла проб, и мы стали работать вместе
позже. С тех пор у нас с Эльдаром Александровичем замечательные и
творческие, и дружеские, человеческие отношения.
Он все время тяготеет к определенной группе актеров, в своих фильмах
собирает людей, близких ему по духу, и часто снова приглашает их. Но в
этом выборе актеров есть занятная последовательность: они обычно
снимаются в фильмах Рязанова два-три раза подряд. Во всяком случае, так
было со мной. Сначала роль в «Служебном романе», потом «Гараж» и «О
бедном гусаре замолвите слово». Дальше пауза в несколько лет до фильма
«Небеса обетованные». Так у него было с Алисой Фрейндлих, с Валентином
Гафтом. Пожалуй, только Олега Басилашвили и Лию Ахеджакову он снимает
почти все время. Работать с Рязановым - огромная радость. Конечно, он
бывает очень требовательным, может прикрикнуть в пылу творческого
азарта, но мне всегда хотелось у него сниматься: я выкраивала время,
вставала ни свет ни заря, ехала на другой конец Москвы, ссорилась с
Андреем Александровичем Гончаровым, который редко отпускал артистов.
Меня удивляет энергетика Эльдара Александровича, его, как сейчас
модно говорить, харизма. Его талант, удивительное отношение к работе и
просто феноменальная работоспособность. Он пишет книги, сценарии,
снимает кино, ведет огромную организационную и творческую работу в
своем киноклубе. Не зря говорят: человеку столько лет, сколько в нем
энергии. И когда вспоминаешь о возрасте Эльдара Александровича, в это
трудно поверить. Почтенный, юбилейный возраст не имеет к нему отношения.
|