На последнем совещании Совета Россия – НАТО взаимное недовольство Москвы и Вашингтона переросло в конфликт, оформленный в лучших традициях процедурного саботажа.
На встрече планировалось принятие программы
сотрудничества на 2008 г., а также обсуждение таких вопросов, как планы
по развертыванию американской системы ПРО, расширение альянса на
Восток, мораторий России на участие в ДОВСЕ и проблема Косова. На
достижение консенсуса по проблемным темам никто особенно не
рассчитывал: политические разногласия сопровождали деятельность Совета
с момента его создания. Тем не менее взаимодействие продолжалось. Это
было возможно потому, что Совет Россия – НАТО был создан не только как
переговорная площадка, но и как институт для выработки и реализации
программ сотрудничества. Ежегодные программы, касающиеся совместных
действий в борьбе с терроризмом, наркоторговлей и распространением
оружия массового поражения, являлись той основой, которая цементировала
работу Совета.
Партнерские направления были выведены в отдельный блок,
никак не связанный с конфликтными темами, в результате чего
деятельность Совета приобрела несколько странный характер. Противоречия
по важным политическим вопросам и взаимное раздражение нарастали, а
сотрудничество по вопросам безопасности и борьбы с терроризмом
оставалось "священной коровой".
В этом году этот стереотип был сломан представителями
США, увязавшими принятие программы сотрудничества в рамках Совета
Россия – НАТО на 2008 г. с решением Москвы наложить мораторий на выполнение ДОВСЕ.
Речь шла о внесение в программу пункта, обязывающего всех членов Совета
"продолжать соблюдать ДОВСЕ". Заметим, что аналогичный процедурный
прием был использован американским Конгрессом для срыва принятия военного бюджета:
демократы требовали обсуждать это вопрос в одном пакете с документом,
устанавливающим даты поэтапного вывода войск из Ирака, республиканцы
возражали, и в итоге до бюджета дело так и не дошло.
На заседании Совета Россия – НАТО роль такой процедурной
ловушки была отведена ДОВСЕ. Россия не могла согласиться с предложением
США хотя бы потому, что оно противоречило недавно принятому закону о
введении моратория на соблюдение ДОВСЕ с 12 декабря этого года. И
поскольку в США об этом было хорошо известно, предложение "соблюдать
ДОВСЕ" было воспринято российской делегацией как преднамеренная
провокация. Глава МИД РФ Сергей Лавров внес контрпредложение,
подразумевавшее - исключительно в целях соблюдения паритета - введение
"потолков вооружений" для всех членов альянса, в том числе и тех,
которые вступят в него в будущем.
Эта идея отражает позицию России, давно добивавшейся
корректировки первой версии ДОВСЕ, ориентированной на ограничение
вооружений для НАТО и Варшавского договора, то есть для блоков в целом.
Между тем Варшавский блок давно уже не существует, и многие его члены,
свободные от обязательств по ДОВСЕ, беспрепятственно наращивают
вооружения и вступают в НАТО. В 1999 г. по инициативе России была
принята новая, адаптированная под нынешние реалии версия Договора,
однако она так и не была ратифицирована ни одним европейским
государством.
Тем временем НАТО продолжает продвигаться на Восток, что
не может не беспокоить Москву. Тем более что, как пояснил Сергей
Лавров, применить накопленное в Европе оружие можно только на восточном
направлении, поскольку с севера, запада и юга государства НАТО омывают
моря и океаны. А раз дела обстоят именно так, Россия сочла возможным
настаивать на введении соответствующих ограничений.
Излишне говорить, что предложение Москвы было отвергнуто
членами альянса. В результате принятие программы сотрудничества на 2008
г. оказалось сорвано, а стороны были вынуждены признать, что не могут
договориться ни по одной из ключевых проблем. Комментируя сложившуюся
ситуацию, Лавров обвинил США в преднамеренном блокировании принятия
программы сотрудничества, а представители альянса приняли по итогам
встречи заявление, в котором констатировали, что "отношения между
Россией и НАТО вступили в критическую фазу".
Такой исход переговоров не стал сюрпризом для МИД РФ.
Накануне открытия совещания Совета Россия – НАТО официальный
представитель внешнеполитического ведомства Михаил Камынин заявил, что
Россия намерена развивать взаимодействие с альянсом, учитывая
трансформацию этой организации. И добавил, что "сотрудничество нужно
России не больше и не меньше, чем самим странам альянса". В переводе с
дипломатического этот пассаж означает: "не хотите - не надо, не
очень-то и хотелось".
Жесткость этого заявления была напрямую связана с
итогами встречи глав внешнеполитических ведомств 26 государств-членов
НАТО и результатами заседания комиссии Украина - НАТО, прошедших в
Брюсселе непосредственно перед приездом туда российской делегации. Судя
по заявлениям генсека НАТО Яапа де Хоопа Схеффера, на этих встречах был
взят курс на дальнейшее расширение альянса. В частности, уже в апреле
2008 г. на саммите в Бухаресте в альянс должны принять новые
государства Восточной и Юго-Восточной Европы, среди которых фигурирует
Грузия. Что касается Украины, Схеффер пообещал и дальше "укреплять
фундамент двусторонних отношений", с тем чтобы преодолеть трудности,
возникшие в связи с негативным отношением к вступлению страны в альянс
значительной части населения Украины.
Учитывая нервное отношение России к расширению НАТО,
особенно в тех случаях, когда речь идет о государствах постсоветского
пространства, заявления Схеффера, да еще и приуроченные к открытию
совещания Совета Россия – НАТО, не могли не вызвать в Москве
беспокойной реакции. В свою очередь, предложение американской делегации
о включении пункта о соблюдении ДОВСЕ в программу сотрудничества Совета
Россия - НАТО трудно расценить иначе, нежели демарш, нацеленный на срыв
планов партнерства.
Тем не менее в западных и некоторых российских СМИ весь
этот сюжет подается как результат злокозненности Москвы, которая "в
одностороннем порядке вышла из ДОВСЕ" и вообще демонстрирует в
последнее время упертость, несовместимую с продолжением партнерских
отношений. Эти комментаторы правы в одном: Россия действительно заняла
в последнее время более жесткую позицию, что проявилось не только в решении о моратории на ДОВСЕ и твердой позиции по Косову, но и в возобновлении боевого дежурства стратегической авиации и выходе в Мировой океан судов ВМФ, а также в заявлениях политиков, вновь заговоривших о "восстановлении ядерного паритета".
С другой стороны, стоит обратить внимание на то, что
кризис в отношениях с НАТО случился на фоне уже начавшейся в России
президентской кампании. И сегодня, когда в ответ на откровенное
давление Москва склонна отвечать встречными демаршами, эта "игра на
повышение" объективно работает на усиление российских "ястребов". Не
исключено, что именно для перелома этой тенденции Путин выбрал в качестве преемника
не Сергея Иванова, а Дмитрия Медведева - политика, который в течение
последних лет занимается исключительно экономическими и социальными
проблемами и подчеркнуто воздерживается от алармистских высказываний.
|