Поправки в закон "О защите прав потребителей", вступившие в силу 12 декабря, предоставляют россиянам колоссальные возможности взаимодействия с продавцами,
не желающими соблюдать стандарты требований к качеству обслуживания.
Однако эксперты уверены, что стоять на страже закона все равно придется
самим потребителям, так как ждать от производителей и продавцов рвения
в этом смысле не приходится.
Главный механизм воздействия на нарушителей закона - это
подача судебного иска, но на такие радикальные меры россияне, привыкшие
с советских времен воспринимать произвол как норму, идут крайне редко.
С другой стороны, и в России уже заговорили о таком привычном для
Запада явлении, как "потребительский экстремизм". Поэтому при грамотно
поданном иске с адекватной оценкой ущерба потребитель может
рассчитывать на справедливость.
Роспотребнадзор, как пишет издание "РБК daily",
отмечает: новая редакция закона "О защите прав потребителей" как раз
рассчитана в равной степени и на усиление защиты прав и законных
интересов потребителей, и на совершенствование механизмов реализации
этих прав. Многие формулировки, по словам чиновников, были специально
видоизменены "в целях формирования единообразной правоприменительной
практики".
Добиться решения в свою пользу, если речь идет об
ущербе, нанесенном частной компанией, вполне реально. Если при подаче
иска, прямо или косвенно затрагивающего интересы государственных
структур, шансы на победу невелики, то в остальных случаях
видоизмененный закон "О защите прав потребителей" фактически
приравнивает интересы граждан на потребительском рынке к интересам
государства.
Сотрудник юридического отдела Общества защиты прав
потребителей "Общественный контроль" Андрей Семенов утверждает:
"Продавцы, нарушающие права потребителей, обычно рассчитывают на то,
что из десяти имеющих претензии покупателей до суда дойдет максимум
один. Но когда у продавца появится уверенность, что отвечать ему в
судебном порядке придется в большинстве случаев, он предпочтет не
нарушать законодательство. Появится финансовая заинтересованность в
этом".
Упреки в "потребительском экстремизме", всплеска
которого опасаются продавцы в связи с принятием поправок в закон "О
защите прав потребителей", не должны, по мнению специалистов, смущать
покупателей, пострадавших от низкого качества товаров и услуг. И совсем
другое дело, если человек сам привел покупку в негодность, чтобы
потребовать за это деньги с продавца, - тогда речь идет о
мошенничестве, которое в России считается уголовным преступлением.
|