В РОССИИ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ЕДИНАЯ СИСТЕМА ВИДЕОНАБЛЮДЕНИЯ ЗА МАШИНАМИ И ЛЮДЬМИС
1 июля гаишники смогут штрафовать нарушителей правил дорожного движения
(а в перспективе разыскивать более серьезных преступников) на основании
фотоснимков. Пока эта система функционирует в тестовом режиме, однако
"Труд" узнал, как это будет работать в реальной жизни.КАК УСТРОЕНА СИСТЕМАКомплексы видеофиксации уже расставляют по Москве (см. карту)
и крупным российским городам Это видеокамеры-измерители скорости,
развешенные над каждой полосой дороги. Камеры уже висят на всех въездах
и выездах из города, помимо этого в 2008 году их планируют разместить
во всех туннелях и на крупных автомагистралях (например, на Кутузовском
шоссе). Комплексы видеофиксации, помимо основной линии связи, имеют
возможность по беспроводной связи передавать данные непосредственно на
компьютер, стоящий в машине ДПС, что позволит ловить нарушителей в
режиме реального времени. Программное обеспечение комплексов позволяет
считать номер проезжающего автомобиля и сверить его с базой данных
угнанных авто. Сам стационарный фотоавтомат состоит из камер и сервера,
расположенного в местном УВД, на который стекается вся информация.
Далее, по замыслам проектировщиков, отдельное подразделение занимается
установлением адресов нарушителей и рассылкой им "писем счастья" -
предложений оплатить штраф на основании фотографии, запечатлевшей
нарушение. В
реальности этот трудоемкий процесс, скорее всего, начнет давать сбои
уже в первые дни, поскольку единой всероссийской базы данных
зарегистрированных автомобилей нет ни в одном подразделении ГИБДД.
Сотрудники этой организации столкутся с проблемой установления личности
владельца "неместной машины". Получить имя и адрес хозяина, они смогут
только по телефону (кстати, при постановке на учет иномарок прибывших
из других областей, телефонная проверка занимает больше всего времени,
а другого способа проверить подлинность паспортных данных автомобиля у
"дорожных" милиционеров нет), поэтому большинство иногороднего
транспорта скорее всего сможет спокойно нарушать правила и дальше. Как
сказал высокопоставленный гаишник одного из московских УВД: "У нас
просто не хватит личного состава для "пробива" всех иногородних. Скорее
всего, их будем штрафовать только за особо тяжкие нарушения, например
превышение скорости, свыше 60 км/ч или выезд на "встречку". Многие из
рядовых сотрудников ГИБДД, опрошенных "Трудом", сомневаются в
возможности штрафовать даже московских водителей, попавшихся в
объектив. По их мнению, скорее всего, рассылать штрафы будут, далеко не
всем, а начнут с тех же тяжких нарушений (по мере уменьшения их
количества, планка тяжести будет снижаться). Например, вначале будут
штрафовать превысивших скорость на 40 км/ч и более, потом дойдут и до
остальных. Однако, часть нарушителей все же будут задерживать в режиме
он-лайн.На особое уменьшение количества угонов рассчитывать тоже не
стоит. Преступники, профессионально занимающиеся кражей машин, давно
знают о техническом новшестве и поэтому не ездят с "палеными" номерами.
Для перегона похищенной машины они используют номера двойники, которые
не числятся в розыске (зачастую это номера оперативных служб, с
которыми милиционеры предпочитают и вовсе не связываться). Поэтому в
сети инспекторов будут попадаться либо совершенно непрофессиональные
угонщики, либо дети, взявшие машину покататься, однако и это уже очень
большой плюс, поскольку снизит нагрузку на рядовых оперативников, что
возможно, позволит им заняться настоящими специалистами в области
автоугонов.. Кроме вышеперечисленных слабых мест, есть сомнения и
в вандалоустойчивости системы, а бить ненавистные вещи в нашей стране,
скорее правило, чем исключение. Тем не менее, она в некоторой степени
дистанцирует автолюбителя от инспекторов ГАИ, это не уменьшит размер
коррупции среди инспекторов, но увеличит количество водителей, которым
не придется с ними "договариваться". Что возможно, подчеркиваем -
только возможно, начнет закладывать в головы автолюбителей образ
мышления, в котором не фигурирует слово взятка. Кроме того, система
видеоконтроля сможет создать немаловажную, для соблюдения любых правил,
опцию - неотвратимость наказания за их нарушения. И возможно через
время у нас будут наказывать не за то, что попался, а за то, что сделал. Системы
видеофиксации нарушений ПДД, помимо основной функции имеет и вторичные
возможности, которые могут оказаться едва ли не более важными, чем
основные. Это побочный продукт разработчиков, стремясь доказать что в
момент нарушения ПДД за рулем машины находился тот или иной человек,
они настолько усовершенствовали аппаратуру, что стало возможным
производить опознание пассажиров. С одной стороны, такая точность
вызовет массу курьезов, чем усилит контрольные функции аппаратуры.
Например, не слишком верный муж, едучи с любовницей, может попасть в
пикантную ситуацию. Нарушив правила дорожного движения, он будет
сфотографирован. Это фото отправится по домашнему адресу, вместе с
квитанцией о штрафе. Нерадивому супругу сильно повезет, если из
почтового ящика уведомление и снимок достанет он собственноручно.
Однако если его извлечет кто-то из домочадцев, то худшего компромата
(если только вы не лицо похожее на Генпрокурора) вряд ли придумаешь.
Фотография, на которой четко изображены вы, любовница, а также
проставлено место и время - готовая документация для бракоразводного
процесса. В особенности, если для жены вы были на совещании или в
командировке. Поэтому, совершая что-либо аморальное или
противозаконное, стоит помнить о соблюдении ПДД. Однако фиксация
любовников, скорее случайность, нежели закономерность. Другое дело если
вы преступник, разыскиваемый по особо тяжкому преступлению, тут может
проявиться как раз закономерность. К фотоавтоматам может быть (а по
некоторым данным будет) подключена система опознания преступников,
которая зафиксирует не только лицо, но и номер машины. Даже если вас не
задержат на ближайшем посту ДПС, водителя машины найдут, а
соответственно и вся прочая информация окажется в руках
правоохранительных органов. Правда есть несколько "НО". Во-первых,
быстродействие системы будет все-таки ограничено возможностями
аппаратуры (во всяком случае, пока), соответственно злостные
неплательщики алиментов могут спать спокойно (чего, правда, мы им не
желаем). Их фотографии в систему поиска, скорее всего не попадут. И
второе, основным пользователем этой системы станут ФСБ и ФСО, поскольку
к подобному программному обеспечению, до последнего времени были
допущены только они. А эти организации отличаются большой скромностью,
в части разглашения полученных сведений. Однако как долго продлиться
эта монополия неизвестно, и вполне возможно, что в скором времени
розыск преступников станет автоматизированным, а сведения об их
местонахождении будут доступны любому участковому в режиме on-line.
Учитывая, что система видеофиксации, помимо всего прочего будет еще и
самоокупаемой за счет собираемых штрафов, стоит задуматься о дальнейших
перспективах преступной деятельности и беготни от следователей. Выходов
два, либо нанять личного шофера (эта опция доступна не всем
преступникам), поскольку пассажира сидящего сзади камера не опознает.
Либо скрываться вдали от цивилизации, например в тайге. Однако чем это
будет отличаться от бессрочного заключения под стражу? Агарков Максим , Салахитдинова Малика
|