Александр. Невская битва Россия, 2007 Режиссер: Игорь Каленов В ролях: Антон Пампушный, Светлана Башмакова, Игорь Ботвин
![](http://pics.utro.ru/utro_photos/2008/04/29/5big.jpg) Создатели этой киноэпопеи почему-то боялись, что их
детище будут сравнивать с картиной Эйзенштейна – что, конечно, было бы
смешно, даже принимая в расчет то обстоятельство, что "Александр
Невский" советского гения был его самой слабой картиной.
Хотя новый фильм от продюсерской компании Рустама
Ибрагимбекова с маниакальной настойчивостью рекламируют как премьеру
года, перед нами кинематографическая "утка", наподобие тех, после каких
закрываются некоторые пошлые газетенки. Грубо говоря, это не кино. Что
движет создателями "волкодавоподобных" зрелищ, с упорством штампуемых
различными кинокомпаниями (кроме, разве, желания заработать на
"откатах") и заранее провальных в силу своей художественной
невменяемости, остается лишь догадываться. Впрочем, раз лозунг "пипл
хавает" по-прежнему определяет художественную ценность подавляющего
большинства отечественных проектов, не стоит применять к такого рода
кинопродукции каких-либо серьезных критериев.
Современная молодежь – к которой, видимо, и обращен
пафос картины, – в школе учится, как правило, неважно и таким
предметам, как история, внимания особого не уделяет. За это ее и кормят
белибердой, от которой у любого мало-мальски грамотного человека уши
вянут на первой же минуте, как начинают люди из XIII века изъясняться
на подобии древнерусского суржика. Но поскольку дело не в истории, а в
жанре, то оставим интеллигентские придирки и рассмотрим картину сию без
привязки к исторической правде.
Это, конечно, сказка "для взрослых". По мотивам нашей
славной истории, объясняющая мимоходом, почему, то есть, одного
знаменитого новгородского князя прозвали Невским (хотя это и так все
знают), и снятая ради нескольких минут масштабной компьютерной битвы в
стиле голливудских аналогов, которым мы так стремимся соответствовать,
да все никак. И сценарий соткан по классическим заграничным лекалам:
любовный треугольник, заговоры, шпионские страсти...
Правда разобраться, "кто где и кто чей", ввиду
гигантского числа всяческих второстепенных персонажей вокруг
Александра, не так легко, да и не нужно это. Видно, что авторами
двигало благородное желание показать силу и мощь славянского оружия
против восточных и западных Врагов, а больше ничего зрителю знать и не
желательно. Понятно, что тут "слова не главное, тут танец – главное".
И вот с танцем-то как раз неувязка. По крайней мере хотя
бы одну мелкую звездульку – на главную роль, там, или на
девицу-красавицу – пригласить можно бы. Ан нет. Чем приглянулись именно
эти невзрачные и вполне себе бездарные актеры режиссеру-дебютанту Игорю
Каленову (когда-то он был продюсером хорошего фильма "Два капитана-2",
а затем в этой же роли сделал кучу разного треша) –науке неизвестно. А
ведь они, герои то есть, не только дерутся. Напротив того, они и
сражаются довольно мало, а все ловят каких-то лазутчиков татарских да
рассуждают о "великой Руси" и прочих благоглупостях из околославянских
ролевых игрушек, при этом даже и не пытаясь быть хотя бы мало-мальски
похожими на прототипы. Впрочем, в сказках можно все. И поэтому, хотя
мечи сверкают, а шлемы и доспехи невиданных систем роскошно отражаются
в потоках кровушки, нашими богатырями во имя Отечества родимого
проливаемой (как своей, так, в основном, и вражеской), этому зрелищу
можно лишь умиляться, до того оно беспомощное, глупое и инфантильное.
И если бы не навязанная рекламой мысль о том, что это
кино не для первоклашек из серии движущихся иллюстраций к учебнику,
воспринималось бы оно вполне адекватной жанровой картинкой, хоть и
весьма сомнительного качества. Надеюсь, авторы не обольщаются и шутка с
замахом на великих предшественников – лишь рекламный трюк, чтоб
побольше бабла срубить. Таких фильмов при современных цифровых
технологиях страны, где есть соответствующая индустрия, могут – и
делают – десятки в год. Почему бы и нам не пойти по проторенной
дорожке? За "Александром" надо снять "Борис", "Глеб", "Святослав",
Ярополк", "Игорь" и так далее… Экран все стерпит.
|