Еще во время первой волны разговоров об инновациях и
интенсификации развития особо продвинутые аналитики предупреждали, что
если этот тренд не окажется блефом, "власти придется налаживать
контакты с интеллектуалами", поскольку "силами бюрократии подобный
проект не поднять". Согласно прогнозам, куратором этого направления
должен был стать заместитель руководителя президентской администрации
Владислав Сурков.
И вот, на прошлой неделе прогнозы начали осуществляться:
в Москве прошел круглый стол "Интеллектуальная литература в дебатах по
стратегии-2020", организованный издательством "Европа", в воскресной
программе "Вести недели" обсуждался вопрос об особенностях российской
интеллигенции. Главными гостями круглого стола были Владислав Сурков,
представивший сборник своих статей, и доктор философских наук Андрей
Ашкеров, презентовавший книгу "По справедливости: эссе о партийности
бытия". Общее направление дискуссии задал Сурков, поставивший перед
собравшимися достаточно неожиданный вопрос: "Нам нужен либерализм или
нам нужна свобода?". По его словам, России в течение долгого времени
откровенно "навязывают либерализм", в качестве главного аргумента
предъявляя высокий жизненный уровень, достигнутый теми, кто исповедует
эту идеологию. Но эти либеральные ценности стали итогом мучительной
многовековой работы, которая велась в контексте совсем другой культуры,
и потому не стоит удивляться, что они не приживаются на чужой почве.
Вывод: России придется отказаться от бесплодных попыток вписаться в
западный контекст и "выстрадать свои ценности".
В этой связи Сурков предложил интеллигенции пристальнее
вглядеться в свою страну и принять активное участие в ее жизни,
предложив обществу новую идеологию, необходимую для реализации путинского плана развития страны до 2020 года.
Как особо подчеркнул Сурков, России нужна не только самобытная, но и
побуждающая к действию идеология, которая бы позволила сране выйти "за
пределы той ниши", которую ей отвели в мире.
Раскритиковав чиновников, которые подразумевают под
переходом к инновационной экономике закупку импортного оборудования и
прочие действия, сводящиеся к клонированию западных образцов, Сурков
фактически попросил у интеллигенции помощи и предложил ей сотрудничать
с властью ради процветания страны.
Если замглавы президентской администрации выступил в
роли "доброго следователя", то председатель союза общественных
объединений "Свободная Россия" Модест Колеров взял на себя функции
"злого следователя". Выступая на том же круглом столе, он рубил сплеча:
"...интеллектуал, который не участвует в судьбе своей страны, –
предатель!", "если интеллигенция не хочет мыслить себя во власти, она
ничтожна, террористична и убога". Можно сказать, по итогам круглого
стола интеллигенцию поставили перед выбором: либо осознать свою
причастность к происходящему в России и включиться в созидательную
работу, либо получить клеймо "ничтожества" и "предателя".
Практически в том же ключе был выдержан и сюжет
программе "Вести недели", где много говорилось о прозападной ориентации
российской интеллигенции, исторических конях этого феномена и его
негативного влияния на ход российской истории. Фактически речь шла о
том, что российский интеллигент всегда идентифицировал себя как
"независимую личность", равным образом свободную и от власти, и от
народа. Критикуя власть за "извечное российское варварство",
интеллигенция неизменно печалилась о судьбе угнетенного народа, но, как
правило, не признавала себя ее частью или, в крайнем случае, считала
себя "солью земли". Такое самоопределение привело к тому, что
интеллигенция оказалась в зоне отчуждения, что обернулось враждебными
отношениями и с властью, и с народом.
Недолгое единение интеллигенции с властью и народом в
годы перестройки было напрямую связано с надеждой на то, что теперь у
нас все будет, как на Западе. После того, как в 1993 г. исполнительная
власть и бюрократия подмяли под себя законодателей и гражданское
общество, а введение рыночных отношений обернулось полуфеодальным
распределением вотчин, интеллигенция притихла и сосредоточилась на
собственном выживании. А когда жизнь начала отчасти налаживаться, она
вдруг ощутила свои "стилистические разноглася с властью". В этом
несовпадении с состоянием общества и состоит суть главных претензий,
предъявляемых к интеллигенции.
Все это происходит на фоне существенного изменения
социального контекста, причем не только в России, но и во всем мире.
Речь идет о размывании среднего класса, на место которого приходит
"офисный пролетариат", и о качественных изменениях структуры
интеллектуальной элиты. В результате деградируют институты гражданского
общества и нивелируются такие понятия, как "совесть", "долг"
"политическая позиция", что позволяет говорить о перспективе
исчезновения или серьезной трансформации слоя, который принято называть
"российской интеллигенцией". Ответом на этот вызов могли бы стать
попытки разобраться в реалиях сегодняшнего дня путем содержательного
анализа основных понятий, лежащих в основе российской
государственности. Такая работа была бы полезна как стране, так и самой
интеллигенции, поскольку именно эти занятия являются ее прямой
обязанностью и лучшим подтверждением ее действительного, а не
мифического существования. Нечто подобное уже попытался сделать другой
гость круглого стола философ Андрей Ашкеров, предложивший свой подход к
толкованию нынешней понятия рынка и правового государства, фетишизация
которых и привела к извращению представлений о свободе, равенстве и
справедливости.
В общем, на сегодняшний день фронт работ и судьбоносный
выбор, который предложено сделать российской интеллигенции, обозначен
вполне внятно: либо, отказавшись от идеалистического догматизма, забыть
о "стилистических разногласиях с властью", став ее помощником в работе
на инновационное развитие страны, либо превратиться в "дачников в своем
отечестве" с перспективой полной маргинализации.
|