Последние из могикан - газовские модели 31-ой серии под брендом "Волга"
- доживают на конвейере последние годы. К 2010 году руководство "Группы
ГАЗ" обещает снять их с производства. Жалко конечно, но легендарная для
советских автолюбителей машина за последние 20 лет так и не смогла
стать конкурентоспособной. Зато смена уже готова. Серийное производство
Volga Siber началось 25 июля этого года, а в дилерские центры новинка
поступит в начале октября. Правда, генетической связи с моделями
родоначальника отечественного автопрома новая Volga не имеет. Бренд умер, да здравствует бренд
К рождению Siber руку, в первую очередь, приложили не инженеры и
проектировщики из Нижнего Новогорда, а бренд-менеджеры и маркетологи.
Именно они решили, что снятая в 2006 году с конвейера в Северной
Америке после пяти лет существования платформа JR41 (Chrysler Sebring и
Dodge Stratus) может "выстрелить" в России. И это они убедили
руководство "ГАЗа" приобрести лицензию на этот автомобиль, а также
оборудование с закрывающегося завода по производству устаревшего
Chrysler Sebring в Стирлинг Хайтс.
Хорошо подзабытое старое
"Сайбер" уже достаточно засветился перед объективами фото- и
телекамер в последние месяцы. Взять хотя бы поездку Владимира Путина на
"Сайбере" во время июльского визита на завод в Нижнем Новгороде, или
собственный стенд автозавода на ММАС. Поэтому, в дизайне новинки до
журналистского тест-драйва никакой интриги не сохранилось. Ее, в
общем-то, не было с самого начала - новые бампера, фары головного света
и задние фонари не сильно изменили внешность Sebring. В принципе, можно
даже поставить под вопрос целесообразность такого "фейслифтинга" в
целом - ведь за него наверняка пришлось выложить круглую сумму
англичанам из ателье UltraMotive.
Зато крепление для номера, которое делит широкую, "раззявленную"
почти до нижней границы бампера решетку радиатора на верхнюю и нижнюю
часть, издалека придает Siber сходство с Audi (на "американцах" такого
элемента "дизайна" нет, потому что местные ПДД разрешают эксплуатацию
автомобиля даже с одним регистрационным знаком - задним). По крайней
мере, под моросящим осенним дождем обознался не только я, но и стоящий
рядом коллега. Однако стоило машине подъехать чуть поближе, как
узнаваемые линии кузова с несколько архаичной компоновкой "cab forward"
сразу исправили недоразумение.
Почему архаичная? Потому что Chrysler начал выпускать
автомобили, используя этот принцип дизайна еще в 1993 году. И поначалу
необычно выглядевшие машины за 15 лет уже успели примелькаться. С
другой стороны, благодаря тому, что передние стойки упираются в капот
практически над колесными арками, салон кажется гораздо просторнее, чем
он есть на самом деле, а покатая линия крыши четырехдверного седана
напоминает силуэт купе. Кстати, именно из-за этой агрессивной формы
кузова многим кажется, что у Siber низкий потолок, но это не так. При
высоте 1409 миллиметров и с клиренсом в 140 миллиметров, по этому
параметру он практически не отличается, например, от cедана Mazda6.
Смесь американского с нижегородским
Салон у Siber вызывает смешанные чувства. Например, сделать музыку
тише можно только найдя рукой консоль магнитолы на приборной панели - в
том месте, где на руле "Себринга" были кнопки управления аудиосистемой
и дорожным компьютером, у Siber аккуратные пластмассовые заглушки.
Кстати, самого дорожного компьютера тоже нет. Как объясняют в "Группе
ГАЗ", поставщики комплектующих для Sebring уже перестали производить
эти узлы. Теперь придется искать нового производителя, и лучше в России
(ведь локализацию в ближайшие два года надо увеличить с 30 до 50
процентов).
С другой стороны к продуманной еще десять лет назад в Америке
эргономике не придерешься - на сделанных уже в России сиденьях удобно и
водителю, и переднему пассажиру, и сидящим сзади.
Кроме того, в салоне (да и не только - под капотом тоже все надписи и
наклейки на английском языке) многое напоминает о "Себринге". Стильный
крайслеровский циферблат спидометра размечен не только в километрах в
час, но и в милях. Над "баранкой" с крупной эмблемой "ГАЗ" -
"иномарочная" наклейка на солнцезащитном козырьке с английскими
предостережениями об опасности, которую представляет включенная подушка
безопасности для ребенка в детском сиденье. Интересный факт - "Сайбер",
в отличие от настоящих "американцев", не заставляет водителя и
переднего пассажира насильно пользоваться ремнем безопасности
назойливым звуковым сигналом. Как было на Sebring, сказать не могу - не
помню, но вообще сделано, по-нашему - "по-ГАЗ-АвтоВАЗовски".
Зато доработанная нижегородскими инженерами подвеска вызывает только
положительные эмоции. От американской валкости и расхлябанности
"Себринга" не осталось и следа. Новые амортизаторы и пружины теперь
по-немецки деловито поглощают крупные колдобины и стыки мостов, а
стабилизаторы поперечной устойчивости с увеличенным сечением
обеспечивают небольшие крены в поворотах. Энтузиазм (а мне кажется, что
именно это чувство двигало российскими инженерами при доводке
"Сайбера") завел разработчиков так далеко, что во время тест-драйва по
подмосковному участку трассы "Москва-Питер" автомобиль, к нашему
удивлению, одинаково надежно ехал и на скорости 120 километров в час, и
на скорости 180.
Боекомплект
Формат отчета о тест-драйве требует, чтобы читатель узнал о
возможных комплектациях представляемого автомобиля как можно раньше, но
в случае Volga Siber это не критично. Дело в том, что пока новый седан
можно будет купить только с 2,4-литровым 143-сильным двигателем и
четырехступенчатым "автоматом" в двух версиях, которые фактически
отличаются друг от друга только наличием кожаного салона и ценой. В
комплектации Comfort на штампованных дисках с пластиковыми колпаками и
тряпичным салоном "Сайбер" стоит 590 тысяч рублей, в комплектации Lux:
на 16-дюймовом литье, с омывателями фар и противотуманками - 640 тысяч
рублей. Бюджетную версию за 540 тысяч рублей с 2-литровым 141-сильным
мотором и пятиступенчатой механикой придется ждать еще как минимум
полгода.
На "ГАЗе" утверждают, что впоследствии появятся и другие варианты
Volga Siber. По планам руководства этот автомобиль должен продержаться
на конвейере восемь лет, пережив два рестайлинга. За это время в
линейке двигателей вполне может появиться дизель, а 2,4-литровый мотор
точно получит механическую трансмиссию. И, честно говоря, она бы ему не
помешала. "Американец" с "автоматом" прожорлив по определению, а наш
"Сайбер" за 300 километров тест-драйва и вовсе умудрился сжечь почти
полный (61 литр) бак 92-го бензина.
До сотни эта машина разгоняется за 13,4 секунды, но при этом, по
ощущениям, автомобиль ускоряется неплохо. По крайне мере, для обгонов
на узких дорогах двигателя вполне хватало, плюс помогала коробка - хотя
мотор подхватывает только с 3,5 тысяч оборотов, потом, при резком
ускорении, "автомат" честно выкручивает двигатель до шести тысяч
оборотов на каждой передаче. Вполне возможно, что совсем скоро появится
"заряженная" версия Siber. По крайней мере, запуск в серию
турбированного 2,4-литрового мотора мощностью 170 лошадиных сил стоит в
ближайших планах компании.
Эпилог
Пока у новой модели есть изрядный запас плавучести, который ей
обеспечивают заказы от государственных, силовых и прочих
патриотически-настроенных структур. Кроме того, продукт
"бэдж-инжиниринга" из Нижнего Новгорода по цене конкурирует с
продукцией корейского автопрома, имея серьезную фору перед
одноклассникам из Западной Европы и Японии.
Привлекательности (с покупательской точки зрения) этой машине добавляет
и дешевое сервисное обслуживание: первое ТО - 2,5 тысячи рублей,
интервал обслуживания - 10 тысяч километров. Вполне возможно этот
маркетинговый ход сработает. По крайней мере, судя по наполеоновским
планам на производство всего одной модели, в "Группе ГАЗ" на это сильно
рассчитывают. В 2009 нижегородцы планируют выпустить 45 тысяч Volga
Siber, в 2010 - 65 тысяч, а всего мощности конвейера позволяют собирать
до 100 тысяч автомобилей в год. Для сравнения, лидер отечественного
рынка иномарок, концерн GM, в 2007 году продал в России 259 тысяч
автомобилей. Так что вполне возможно уже очень скоро на российских
дорогах будет не протолкнуться от "Сайберов".
Артем Бетев (lenta.ru)
|