"Не хватило дыхания" – так часто говорят про успешных
режиссеров рекламы и музыкальных клипов, рискнувших снять первый
полнометражный фильм и обнаруживших, что не наскучить за два часа
сложнее, чем за две минуты. Это тем более справедливо по отношению к
популярным анимационным сериалам, создатели которых решают перенести
героев на большой экран и порой забывают, что полтора часа в кино – это
не три серии с продолжением.
Впрочем, к "Симпсонам в кино" это не относится.
Вот так сразу – не относится. Полтора часа пролетают как
тридцать минут, зрителю делают то трогательно, то смешно, то совсем
уморительно, но ни разу не скучно.
В отличие от сериалов-соперников, "Симпсоны" никогда не
скрывали своей доброты. Их смех – не смех умных над тупыми, не
постмодернистское хихиканье в кулачок, а всего лишь "раздражающая
правда". Это, естественно, ограничивает материал для шуток, что
поклонники спрингфилдской семейки и почувствовали за последние
несколько сезонов. Полный метр возвращает зрителям настоящих смешных
"Симпсонов", хотя в ситуации, в которую они попадают на этот раз, как
обычно, мало смешного.
Многолетнее загрязнение спрингфилдскими жителями
окружающей среды не прошло даром, и даже усилия последовательницы
Альберта Гора Лизы Симпсон не могут остановить этот процесс, потому что
ее родной папаша скидывает в местное озеро несколько тонн свиного
дерьма. Спрингфилд быстренько накрывают непробиваемым стеклянным
колпаком, и возмущенные жители отправляются линчевать Симпсонов.
Дальше
возможностей для шуток у сценаристов, вроде бы, остается немного. Ну,
обязательно отпустят шпильку в адрес "корпорации Зла" "Дисней" и
подколют американское правительство, которое настолько потеряло свой
авторитет, что вынуждено прибегать к авторитету Тома Хэнкса. Есть еще
безотказное средство – пародии на старые фильмы, но кто их теперь
замечает? Кто вспомнит, что деревья с ветками как руки – из "Волшебника
из страны Оз", а вертолеты, кружащиеся над Гомером, – из "Близких
контактов третьего вида"? Кто заметит, что форма куска стекла, который
убивает одного из персонажей, – такая же, как у того, что убил злодея
из "Привидения" с Патриком Суэйзи, а летящий в оставленного на Луне
кота рой боеголовок – точь-в-точь как облако стрел в "Герое" Чжана
Имоу? Говорят, сцена с ограблением бара Мо во время перебоя
электроэнергии – из "Гори, моя девушка" Милоша Формана чешского
периода, но это вообще ни в какие ворота не лезет. Угадают
"Криминальное чтиво", "Титаник" да, может быть, "Остина Пауэрса".
И все же, непонятным образом, смешно. Не только в
кинозале смешно, фильм как будто распространяет вокруг себя волны
патентованного идиотизма, который охватывает весь мир. С 2003 г. было
написано 158 вариантов сценария. Актриса Джули Кавнер, бессменный голос
Мардж, сделала больше 100 дублей душещипательного монолога своей
героини. В июле 2007 г. одиннадцать супермаркетов "7-11" в Америке и
один в Канаде на месяц были переименованы в "Квик-И-Марты" и продавали
спрингфилдские продукты, вроде Базз-Колы и комиксов про "Радиоактивного
человека", а один магазин в Калифорнии продал более 57 тысяч пончиков с
цветной посыпкой, как на плакатах к фильму. На знаменитой меловой горе
в Англии нарисовали 180-футовый портрет Гомера,
и местные язычники молились, чтобы скорее пошел дождь и смыл это
безобразие, нарисованное экологически безопасными красителями. Хоровая
версия песни Гомера "Хрюшка-Паук", написанная для саундтрека фильма
Хансом Циммером, достигла 24-го места в британском хит-параде синглов.
За
звание "настоящего" Спрингфилда и за право проведения премьеры фильма
боролись 15 из 32-х одноименных американских городов. В конкурсном
ролике Спрингфилда, штат Массачусетс, снялся местный сенатор Тед
Кеннеди, один из эпизодических персонажей сериала; в ролике от штата
Миссури участвовали девять тысяч статистов и полторы тысячи пончиков, а
победители из Вермонта обошлись одним гигантским розовым пончиком,
который местный "Гомер" преследует по городским улицам. "Это
доказывает, что нет ничего, что было бы не под силу гигантскому
пончику", заметил в своем заявлении губернатор Вермонта.
В самом начале фильма Гомер неожиданно мудро замечает:
"Не могу поверить, что мы платим в кино за то, что можно бесплатно
посмотреть по телевизору". Для зрителей, задающих себе тот же вопрос,
придумали рекламный слоган: "Посмотрите на нашу семью. И почувствуйте
гордость за вашу". Дать зрителю почувствовать свое превосходство –
вообще самая главная приманка любого кино, за которое почти все готовы
платить деньги, но про "Симпсонов" это правда.
Посмотрите на самый грязный городок в Соединенных Штатах
Америки и почувствуйте, что у вас еще не все потеряно, ведь из ваших
рек, залитым заводскими отходами, пока не выпрыгивают стоглазые белки.
Посмотрите на этого президента с немецким акцентом и подумайте, так ли
уж плох ваш. Посмотрите на эту семью, где глава семейства – балабол,
лентяй и идиот, у жены главы семейства – вечно ужасная прическа и
раздражающее долготерпение, у наследника – повадки уличного хулигана,
младшая 20 лет сосет соску, а еще одна – просто до отвращения умна. И
осознайте, как вам повезло.
В прокате с 16 августа
|