Что дозволено чиновникам, или Сколько ждать в очереди?
Каждому из нас в своей жизни приходилось неоднократно общаться с
чиновниками. Оно и понятно: есть ряд услуг, которые оказывает населению
исключительно государство. Мы, как потребители этих услуг и как
налогоплательщики, имеем полное право требовать от государства их
качественного и своевременного исполнения. В этих целях в последние годы был разработан целый ряд регламентов,
которые подробно расписывают схему взаимодействия чиновников с
гражданами в различных сферах – выдачи паспортов, регистрации права
собственности при сделках с недвижимостью, лицензирования некоторых
видов предпринимательской деятельности, трудоустройства граждан
органами занятости.
В данной статье действие этих регламентов будет рассмотрено
применительно к органам государственной регистрации сделок с
недвижимостью (регпалаты – как мы привыкли их называть) и
паспортно-визовой службы.
Тот, кто хоть раз участвовал в сделке по распоряжению недвижимостью,
знает, какие усилия нужно приложить, чтобы зарегистрировать право
собственности в регистрационной палате. В городах с миллионным
населением, где ежедневно совершаются десятки, и даже сотни сделок,
занять очередь нужно было ранним утром, после чего следовало
многочасовое ожидание.
Появилась даже определенная категория граждан, которые извлекали из
этой ситуации выгоду – торговали местами в очереди. Положить конец
этому беспределу должен был регламент, принятый в сентябре прошлого
года.
Он установил максимальное время ожидания для подачи документов – 45
минут! Также были зафиксированы сроки оформления документов – 1 месяц,
а если речь идет об ипотеке и приватизации, то не более 15 дней. Был
установлен единый не приемный день – среда, а по субботам все органы
регистрационной службы должны работать, дабы обеспечить работающим
гражданам доступ к этим услугам. Отныне работники службы не имеют права
«отмахиваться» от назойливых граждан, желающих получить консультацию
специалиста.
Аналогичные правила были установлены и для паспортно-визовой службы,
занимающейся заменой и выдачей паспортов. Соответствующий регламент был
принят в декабре прошлого года.
Время ожидания для подачи документов ограничено 30 минутами, а время
получения уже готового паспорта – 20 минутами. Для сотрудников
паспортно-визовой службы, непосредственно принимающих население,
установлены дни работы – все, кроме понедельника, субботы и
воскресенья. Регламент обязал данных сотрудников оказывать помощь в
заполнении необходимых бланков, если гражданин не в состоянии сделать
это самостоятельно.
В регламенте упоминается даже о «комфортных условиях прохождения формальностей» и о том, что граждане «осуществляют не более двух взаимодействий с должностными лицами по вопросу получения и замены паспорта».
Безусловно, указанные документы призваны облегчить жизнь рядовым
гражданам, обивающим пороги чиновничьих кабинетов. Но исполняются ли
эти правила на практике – вот в чем вопрос!