Книга «Back in the USSR», за исключением последней главы и некоторых фрагментов нового издания, была написана Артемием Троицким 20 лет назад.
Она вышла в Лондоне. Автор решил не добавлять в нее слишком много нового материала, не доводить свое повествование о рок-н-ролле на территории теперь уже бывшего СССР до 2000-х годов.
«В ней о том, как я – молодой и восторженный – входил в мир советского рок-н-ролла, – рассказывает автор. – Меня это тогда забавляло и занимало прежде всего тем, что я что-то открывал. Я шел по нехоженому пути, и роль пионера мне очень подходила. Мои публикации стали регулярно появляться в журнале «Ровесник», и все почему-то стали считать меня великим специалистом в рок-музыке. Я был одной ногой в андерграунде, а другой – в среде журналистов, комсомольцев, партийных работников, и это позволяло мне быть связующим звеном между ними».
Для отечественных меломанов Троицкий всегда был музыкальным критиком номер один. Свою первую музыкальную рецензию он написал в 12 лет для школьного самиздатовского журнала. Рецензировать начал сразу классику – знаменитую пластинку «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band» The Beatles.
Затем он стал первым в Москве диджеем и вел дискотеки в кафе «Б-4» в главном корпусе МГУ, организовывал подпольные рок-фестивали и концерты, стал первым главным редактором русской версии журнала Playboy.
«В музыке я человек разборчивый и придирчивый. И мало кто из современных российских музыкантов может меня по-настоящему увлечь, – говорит Троицкий. – В 1970–1980-е годы ситуация была лучше. Я искренне был увлечен многими группа и персонажами – Андреем Макаревичем, Жанной Агузаровой, Виктором Цоем и многими другими. Книга «Back in the USSR» как раз рассказывает об этом страстном увлечении».
Для отечественных меломанов Троицкий всегда был музыкальным критиком номер один
На вечеринку господин Троицкий пригласил группы с непривычным творчеством и ничего не говорящими названиями: «Бардо», «Ривущие струны», «С Коленями Как У Птицы», «Министерство психоделики».
«Это те немногие деятели арт-пространства, которые меня понимают, интригуют и забавляют сегодня так же, как персонажи книги «Back in the USSR» 20 лет назад» – так представил их виновник торжества.
Правда, по моему мнению, то, что они исполняли, даже у неискушенного меломана могло вызвать только недоумение. Неразборчивое мычание под звуковую мешанину, рваные нецензурные выкрики в микрофон, убийственные пассажи на стиральной доске, пой-танцы – все это, конечно, было весело, но к року (в целом) и к книге (в частности) никакого отношения не имело.
Впрочем, Троицкий сам сказал, что он уже не восторженный юноша и смотрит на «весь этот рок» весьма отстраненно. Поэтому, скорее всего, он просто так развлекается и его удовольствие находится в прямой зависимости о количества фриков на сцене.
Кстати, в этот вечер пели не только приглашенные музыканты, но и сам Троицкий – вместе с группой «ОтЗвуки Му». А за всем этим отстраненно наблюдали «герои вчерашних дней» - те, кому посвящены многие главы книги «Back in the USSR» 20 лет назад» и других рок-энциклопедий, – Макаревич и Гарик Сукачев.