Сколько раз среднестатистический
городской житель пользуется за свою жизнь услугами такси? Наверное,
сотни. Такси уже давно стало неотъемлемым атрибутом “каменных
джунглей”, вызывающим стойкие ассоциации, как правило, негативные.
Каково быть таксистом в Москве, попытался на своей шкуре понять
корреспондент “МК”.
Сразу скажу: мне сильно повезло, поскольку я устроился в своего рода
элитную частную контору, причем не без помощи старого друга.
“Элитность” заключалась в том, что клиентов приходилось доставлять из
аэропортов домой и наоборот. И риск нарваться на “геморройных”
пассажиров, которые могут спорить в пьяном виде по поводу цены и
маршрута движения, ни секунды не сомневаясь в собственной правоте,
минимален. Кроме того, “контора”, на контрасте с “бомбилами”, то есть с
теми, кто по бросовым ценам везет на раздолбанной “копейке” куда
угодно, всегда может защитить в случае возникновения каких-либо
недоразумений, поскольку так или иначе обладает “крышей”. В “моей”
организации “крыши” в обычном смысле этого слова не было. Хозяин фирмы,
Дима, когда-то работал опером в органах, с тех пор остались старые
связи, которые вполне подходили в качестве “прикрытия”. Помимо всего
прочего подкупало предельно корректное отношение со стороны босса,
который на все мои огрехи реагировал крайне интеллигентно и сдержанно.
Веселое начало
Перед тем как приступить к работе в фирме, я решил сделать пару-тройку
“боевых” пробных вылетов в качестве обычного “бомбилы”. Однако я и не
подозревал, что они на самом деле получатся “боевыми”. Согласно старому
таксистскому поверью, рассказанному опытным таксистом, начинающий в
этой профессии человек при своем первом выезде должен подобрать первых
попавшихся голосующих пассажиров и по цене, которую они укажут,
подвезти их. Так я и сделал. В качестве моих первых клиентов выступили
двое молодых людей в состоянии легкого подпития.
Добравшись до места, они, видимо, воодушевленные моей изначальной
податливостью в вопросе цены, решили минимизировать свои затраты до
нуля. Закончилось это потасовкой и пропущенным мной обидным ударом в
нос… В общем, сразу стало ясно: таксистская действительность сильно
отличается от лучезарных образов, созданных Люком Бессоном в фильме
“Такси”.
Зеленоглазое такси, не тормози, не тормози…
Наконец наступил мой первый рабочий день, точнее — рабочая ночь.
Услугами “моей” организации, как правило, пользовались
улетающие-прилетающие граждане, то есть все заказы поступали заранее, а
не в режиме онлайн. Следовательно, появлялась возможность заранее
рассчитать маршруты движения от аэропортов и подготовиться. Для меня
это было особенно важно, поскольку знание города, мягко говоря,
оставляло желать лучшего. А рассчитывать на помощь приобретенного
навигатора особо не приходилось, так как постоянно происходят
какие-либо изменения знаков и развязок, которые не успевают учитывать
картографы.
Для начала поднимаемся с боссом в офис. За столом, засыпанным кучей
заказов, — миловидная девушка-диспетчер. Дима поясняет: “Она у меня
новенькая, надо бы проконтролировать”. “Новенькая” Лена имела стаж
работы диспетчером более трех лет и пришла из довольно солидной
таксистской организации. Однако, как оказалось, даже с таким опытом на
новом месте поначалу непросто. Во-первых, надо очень внимательно и
вежливо принять заказ, что порой трудно сделать, учитывая отнюдь не
блестящие артикуляционные возможности пассажиров и бессонные сутки
непрерывной работы. Во-вторых, надо составить цепочки движения, чтобы
водитель успел выполнить все порученные ему заказы. В-третьих, надо в
случае крайней необходимости оперативно, с учетом всех факторов,
перебросить “драйверов” с одного маршрута на другой без серьезных
последствий. Опытные диспетчеры могут это делать и сами, но в тот день
данный вопрос пришлось решать Диме. Дима уже 8 лет в таксистском
бизнесе, знает город вдоль и поперек и блестящий логистик. От того,
насколько грамотно он сформирует цепочки маршрутов, зависят и прибыль
предприятия, и заработки персонала.
Учитывая мою “зеленость”, Дима “отрядил” мне только два заказа — в
“Шарик” и “Внучку”, то есть в “Шереметьево” и “Внуково” соответственно.
На свой первый заказ я выехал раньше, чем нужно. Честно признаться,
волновался. Город, как надо профессионалу, я не знаю, да и техника
вождения, несмотря на 8-летний стаж, далека от идеала. Так что было
решено компенсировать эти недочеты безупречным внешним видом и
прекрасным настроением вкупе с лучезарной улыбкой.
Итак, встреча в “Шарике”. Клиент — женщина. Произвести впечатление
своей улыбкой мне, похоже, так и не удалось. Дама не была расположена к
беседе, поэтому, сделав серьезное, “профессиональное” лицо, я катил по
пустынным улицам ночной Москвы. Наконец приехали — расчет, и 650 рублей
у меня на руках. Правда, уже пора спешить на следующий заказ.
В итоге первая ночь мне понравилась. Благо навигатор не подвел. А
поскольку водить я люблю, то еще и удовольствие получил. Однако
следующий день показал, что не все коту масленица.
Бьюсь как рыба и денег надыбал
Слова этой переделанной песенки Трофима как нельзя кстати отображали
события второго дня работы. Ведь по знаку зодиака я Рыбы. Но все по
порядку. Дима, оценив мои исполнительность и рвение, доверил сразу 4
дневных заказа. Вот тут и началось основное веселье. Как оказалось,
таксист — это не просто человек за “баранкой”, который рулит и жмет на
педаль. Он должен еще и соображать, причем быстро. Из 35 таксистов
нашей фирмы только применительно ко мне слова “прекрасно ориентируется
в Москве” звучали издевательски. На Рязанке попали в жесточайшую
пробку, а объездов-то я не знаю. Двое цивильного вида пассажиров стали
заметно нервничать. Пришлось включить все свои резервы, чтобы хоть
как-то их успокоить и не потерять голову во всем этом бедламе. Если бы
не Дима, поневоле ставший “дистанционным” штурманом, досталось бы мне
на орехи по первое число. Психологический прессинг, переходящий в
истерику, угрозы и упреки — не самое приятное испытание для таксиста. А
что еще обиднее — ведь за дело прессуют!
Но потерпеть истерики все же стоило: общая сумма моих дневных заказов
перевалила за 4 тысячи рублей, из которых боссу я должен был отдать
только 20%, так как машина была моей личной. Замечу, что вариант с
арендой авто я отмел сразу, поскольку тогда бы в день пришлось бы
отстегивать 2000 рублей. Из 3200 рублей в итоге успешного исполнения
заказов, ставших моими, 850 рублей пришлось потратить на бензин, но все
равно вышло вполне прилично — 2350 рублей. Неплохо, если учесть, что
было всего 4 заказа, а ведь если знать получше город, можно взять и
больше. Вдобавок еще повезло с самими заказами, так как средняя
величина заказа колеблется в районе 700—800 рублей. А бывает и по
500—600. Но это минимум. А максимум, как ему и положено, не ограничен.
Например, если дом клиента — за пределами МКАД, то заказ может
превысить и 10 000 рублей. Правда, такие “шоколадные” заказы бывают
нечасто.
Качество определяется еще и временем суток. Ночные — более
“шоколадные”, поскольку нет пробок. И потому получает их не кто попало,
а самые надежные и проверенные. Фактически “ночные работники” —
привилегированная каста, попасть в которую совсем непросто.
Думаю, уместно пару слов сказать о таксистских доходах. Как обстоят
дела у “бомбил” и водителей других фирм-конкурентов, сказать не берусь,
однако приведенные ниже цифры вполне можно принять в качестве базовых.
Год таксиста-аэропортника условно можно разделить на два цикла — сезон
и несезон. Сезон — когда люди активно ездят в отпуска и деловые
поездки, пользуясь услугами авиатранспорта. Он длится с апреля по
октябрь. И если работать не спустя рукава, то вполне можно выйти к
рубежу 90—100 тысяч рублей в месяц. Если напрягаться чуть меньше —
65—80 тысяч. Согласитесь, даже для Москвы деньги вполне приличные. В
несезон, соответственно, выходит поменьше — порядка 50 тысяч. И здесь
уже брезговать “кабацкими” заказами (то есть работать не по
предварительной записи, а выезжать в режиме онлайн в любое место
города) не приходится. Однако эта цифра очень приблизительна, поскольку
у членов “касты привилегированных” сезон круглый год. Сам Дима в
качестве директора предприятия зарабатывает порядка 200 тысяч в месяц.
Но у любой медали есть две стороны. Мыть и обслуживать машину таксисту
приходится самому в любое время года за свои кровные. Да и машина
сильно изнашивается. Судите сами: “Логан” одного из лучших сотрудников
фирмы Рената за два года прошел 275 000 километров! К тому же надо быть
готовым в любое время дня и ночи выйти на линию, что тоже не все
способны сделать. А чего стоят ночные бдения в аэропорту в ожидании
клиентов!
Молодой Майк Тайсон сказал как-то: “Все завидуют мне и хотят так же
фантастически быстро разбогатеть и стать знаменитыми. Но если бы они
только знали, как мне достались все эти деньги, они бы, наверное,
заплакали”. Если бы все завистники и злопыхатели таксистской братии
хотя бы день побывали в шкуре “рыцарей асфальта”, рыдать бы им у
кого-нибудь на плече безостановочно.
Клиенты
Отдельно хотелось бы сказать о клиентах. Точнее, о взаимоотношениях
таксистов и пассажиров. В Интернете на одном из сайтов можно либо
признаться в любви к профессионалам извоза либо предать их анафеме. Так
вот, в чем их только не обвиняют! Многие клиенты рассматривают
водителей такси чуть ли не как проституток, только еще хитрых, злобных
и ленивых. Логика проста: я тебе заплатил — значит, могу делать все,
что мне заблагорассудится. Особенно это характерно для обеспеченных
молодых людей. И чем моложе гражданин — тем он заносчивее и наглее. И
боже упаси таксиста сделать что-то не так — например, слишком медленно
или слишком быстро поехать или еще что-нибудь в этом роде. Такое
начинается — аж жуть! Причем нередко клиенты сами создают почву для
недоразумений. Так, одна леди, когда я уже подъехал к ее дому, чтобы
забрать ее, заявила: “Сейчас я посушу волосы и выйду”. Или, например,
дама преклонных лет, которая опаздывает на самолет, но тем не менее
требует строго соблюдать скоростной режим и все знаки. Но круче всех
оказался один парень, который перед отъездом из аэропорта решил с
другом выпить в баре пива, а потом отказался оплачивать 45 минут
ожидания впустую.
Справедливости ради скажу, что попадались и просто замечательные
пассажиры, причем вне зависимости от размера чаевых. Кстати, на чай
давали не так уж и часто, особенно если учесть, что цены в нашей
конторе по уровню чуть-чуть (рублей на 50) ниже, чем у конкурентов.
Гвозди бы делать из этих людей…
Любая профессия — это прежде всего люди. То же самое можно сказать и о
такси. Чем это занятие является для тех, кто там работает, — призванием
или просто мимолетной подработкой, накоплением стартового капитала?
Работа бок о бок с таксистами дала однозначный ответ: здесь, как и в
любой другой профессии, добивается успеха лишь тот, кто любит дело,
которым занимается. Мне очень повезло, что устроился именно в
организацию профессионалов. Дима, ее творец, сам прошел все шаги
таксистской карьерной лестницы — от водилы до директора. К тому же он,
несмотря на свои 33, твердо усвоил советский лозунг: кадры решают все.
Взять, к примеру, Рената. Без ложной скромности ему смело можно
участвовать в съемках у того же Бессона, поскольку угнаться за его
далеко не самым мощным “Логаном” просто невозможно.
Или Рустам, которого друзья шутливо прозвали Батыем из-за его
колоритной внешности. Однажды, когда он выехал на заказ,
девушка-клиентка просто боялась подойти к нему. Однако в итоге они
обменялись телефонами, и теперь Рустам для нее таксист №1.
Евгений — прирожденный психолог. Для него успокоить и приободрить клиента дело нескольких секунд.
Старая расхожая истина, что не место красит человека, а человек место, — жива. И, открывая дверь такси, помните об этом.
Руслан Павловский