Урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха уже более 15 лет
занимается Минская группа ОБСЕ, которой руководят Россия, США и
Франция. Главным результатом, вероятно, можно считать то, что в регионе
вновь не началась война. По мнению армянского политолога Левона
Мелика-Шахназаряна, именно это и является главной целью Минской группы.
"Может быть, сначала и была другая цель, но не сейчас, - рассуждает
эксперт. - Теперь ОБСЕ не интересно, чьим будет Карабах - будет ли он
независимым, или будет принадлежать Армении, Азербайджану или Судану.
Главное, чтобы не было бы войны, поскольку этот регион в какой-то мере
снабжает энергоносителями страны-члены ОБСЕ".
Формально на переговорах стороны руководствуются так
называемыми "мадридскими принципами" (принципами, которые обсуждались
на встрече министров иностранных дел в Мадриде в ноябре 2007 года). В
соответствии с ними "зона безопасности" вокруг Карабаха
(азербайджанских территорий вокруг непризнанной республики, которые
после войны начала 1990-х годов оказались под ее контролем) передается
Азербайджану, в Карабах возвращаются азербайджанские беженцы, а затем
уже решается вопрос о статусе республики. При таком раскладе, как видно, выигрывает прежде всего
Азербайджан, в некоторой степени Армения (Азербайджан в ответ, как
ожидается, может прекратить транспортную и энергетическую блокаду
Армении). Карабаху же предлагается сдать завоеванные территории и
поставить под вопрос собственный статус (в настоящее время республика
считает себя полноценным государством). Все это он должен обменять на
призрачный шанс международного признания.
В декларации, подписанной 2 ноября, есть ссылка на "мадридские
принципы", но без каких-либо разъяснений ("Президенты, - говорится там,
- подтверждают важное значение продолжения Сопредседателями Минской
группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами в
Мадриде 29 ноября 2007 года"). Есть несколько фраз о сохранении
действующего переговорного формата. Есть несколько благих намерений
(например, стороны выражают готовность урегулировать конфликт
политическим путем, чтобы тем самым создать условия для "экономического
развития и всестороннего сотрудничества в регионе").
Составители декларации, разумеется, не удержались от того,
чтобы вставить туда слово "доверие". Вероятно, считается, что оно
придает соглашениям дополнительный вес. Однако в данном случае его
хорошо замаскировали, так чтобы смысл фразы получился как можно более
туманным. На случай, вероятно, если Баку и Ереван уже завтра вновь
начнут обмениваться завуалированными оскорблениями и угрозами. Пассаж
звучит так: "Президенты… считают важным поощрять создание условий для
реализаций мер по укреплению доверия в контексте усилий по
урегулированию".
Теперь о том, чего в декларации нет. Нет, прежде всего, отказа
сторон конфликта от применения силы. То есть в текст, конечно, включены
фразы о "мирном урегулировании" или "политическом урегулировании". Но
они составлены так, что азербайджанские власти, например, в любой
момент могут начать войну за Карабах (о готовности это сделать
неоднократно заявлял нынешний президент Ильхам Алиев),
заявив, что переговоры, к примеру, себя исчерпали, и формально не
нарушив декларацию, потому что прямых обещаний не воевать они не
давали.
А ведь именно отказа от применения силы в отношении
непризнанных республик российские власти так долго требовали от Грузии
(до того как началась война в Южной Осетии). В Москве говорили, что
любые переговоры необходимо начинать именно с такого юридически
обязывающего соглашения, которое бы позволило гарантировать
безопасность населения этих регионов. А вот в российско-армяно-азербайджанскую декларацию это
требование почему-то не попало. Можно предположить, что в противном
случае документ не подписал бы президент Азербайджана, неоднократно
заявлявший, что готов освободить Карабах любыми средствами, в том числе
и военными (подобная риторика, как полагают некоторые наблюдатели,
позволяла ему до сих пор успокаивать радикально настроенную часть
общества). Получается, то, чего Москва требовала от Тбилиси, она не
решилась попросить у Баку? К чему тогда декларация, если на ключевые
вопросы, касающиеся конфликта, она не дает ответа?
Разумеется, бумага, подписанная 2 ноября, это только "верхушка
айсберга". Политологи теперь строят догадки о том, какие закулисные
договоренности могли быть достигнуты на встрече Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна.
Вариантов, если обобщить их, не так уж много. Стороны могли
договориться о том чтобы "заморозить" конфликт на очередной
неопределенный срок, при этом делать вид, что переговоры продолжаются,
и не забывать время от времени благодарить Россию за посредничество. Либо одна из сторон под давлением Москвы согласилась уступить.
Для Азербайджана это значит - согласиться на независимость Карабаха в
обмен на передачу районов из "зоны безопасности" (для того чтобы
обеспечить безопасность Карабаха, в республику при этом могут быть
направлены российские войска). Для Армении это значит - "сдать Карабах"
в обмен на некие экономические преимущества. Например, согласиться на
некую разновидность "мадридских принципов".
В этом случае, правда, армянский президент может и не успеть
довести процесс до конца (если конечно, предположить, что такой вариант
вообще может быть реализован). В последнее время в республике, на фоне
слухов о том, что президент готов поддаться давлению Москвы,
активизировалась оппозиция. В частности, герой карабахской войны Жирайр
Сефилян объявил об объединении политических сил в союз против
территориальных уступок Азербайджану. В свою очередь, одна из старейших
партий страны, Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн", заявила
о готовности выйти из правящей коалиции, если власти проигнорируют
интересы Карабаха. Напомним, что один из прежних президентов республики, Левон Тер-Петросян,
был вынужден уйти в отставку из-за того, что его план урегулирования
(предусматривавший возвращение районов из "зоны безопасности"
Азербайджану) вызвал раскол в правительстве, его категорически отвергли
тогдашний премьер (и будущий президент) Роберт Кочарян и министры силового блока.
В подобных раскладах, правда, не учитывается, что у Нагорного
Карабаха есть собственное мнение и платить за благополучие соседних
стран жизнями своих граждан и собственным суверенитетом он не
собирается. "Независимость и безопасность Нагорно-Карабахской
республики не подлежат спекуляциям и торгам, - заявил в конце октября
президент непризнанной республики Бако Саакян, выступая по итогам
военных учений. - Мы заплатили за них очень дорогую цену и не вправе
ставить их под угрозу". Он добавил, что в случае необходимости
вооруженные силы страны готовы не только отразить нападение, но и
перевести военные действия на территорию Азербайджана.
В настоящее время Карабах не является полноправной стороной
переговоров. Хотя было бы логично, наверное, чтобы президент
непризнанной республики приехал, например, на встречу в Москву, и
подписал упомянутую декларацию, которая касается его больше, чем
остальных президентов, поставивших своих автографы. Может, это придало
бы документу хоть какой-то смысл.
Михаил Тищенко
Источник: http://www.lenta.ru/articles/2008/11/03/declaration/ |