Привет: Гость

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!
$
 » Главная
 » Новости
 » Зарисовки
 » Файлы
   » Записки
   » Фотки
 » Настенная живопись
   » Тестируемся
$
Реклама
Статистика
Главная » Статьи » Российская пресса » Публикации российских газет

Мы, нижеподписавшиеся

Урегулированием конфликта вокруг Нагорного Карабаха уже более 15 лет занимается Минская группа ОБСЕ, которой руководят Россия, США и Франция. Главным результатом, вероятно, можно считать то, что в регионе вновь не началась война. По мнению армянского политолога Левона Мелика-Шахназаряна, именно это и является главной целью Минской группы. "Может быть, сначала и была другая цель, но не сейчас, - рассуждает эксперт. - Теперь ОБСЕ не интересно, чьим будет Карабах - будет ли он независимым, или будет принадлежать Армении, Азербайджану или Судану. Главное, чтобы не было бы войны, поскольку этот регион в какой-то мере снабжает энергоносителями страны-члены ОБСЕ".

Формально на переговорах стороны руководствуются так называемыми "мадридскими принципами" (принципами, которые обсуждались на встрече министров иностранных дел в Мадриде в ноябре 2007 года). В соответствии с ними "зона безопасности" вокруг Карабаха (азербайджанских территорий вокруг непризнанной республики, которые после войны начала 1990-х годов оказались под ее контролем) передается Азербайджану, в Карабах возвращаются азербайджанские беженцы, а затем уже решается вопрос о статусе республики.

При таком раскладе, как видно, выигрывает прежде всего Азербайджан, в некоторой степени Армения (Азербайджан в ответ, как ожидается, может прекратить транспортную и энергетическую блокаду Армении). Карабаху же предлагается сдать завоеванные территории и поставить под вопрос собственный статус (в настоящее время республика считает себя полноценным государством). Все это он должен обменять на призрачный шанс международного признания.

В декларации, подписанной 2 ноября, есть ссылка на "мадридские принципы", но без каких-либо разъяснений ("Президенты, - говорится там, - подтверждают важное значение продолжения Сопредседателями Минской группы ОБСЕ посреднических усилий с учетом их встречи со сторонами в Мадриде 29 ноября 2007 года"). Есть несколько фраз о сохранении действующего переговорного формата. Есть несколько благих намерений (например, стороны выражают готовность урегулировать конфликт политическим путем, чтобы тем самым создать условия для "экономического развития и всестороннего сотрудничества в регионе").

Составители декларации, разумеется, не удержались от того, чтобы вставить туда слово "доверие". Вероятно, считается, что оно придает соглашениям дополнительный вес. Однако в данном случае его хорошо замаскировали, так чтобы смысл фразы получился как можно более туманным. На случай, вероятно, если Баку и Ереван уже завтра вновь начнут обмениваться завуалированными оскорблениями и угрозами. Пассаж звучит так: "Президенты… считают важным поощрять создание условий для реализаций мер по укреплению доверия в контексте усилий по урегулированию".

Теперь о том, чего в декларации нет. Нет, прежде всего, отказа сторон конфликта от применения силы. То есть в текст, конечно, включены фразы о "мирном урегулировании" или "политическом урегулировании". Но они составлены так, что азербайджанские власти, например, в любой момент могут начать войну за Карабах (о готовности это сделать неоднократно заявлял нынешний президент Ильхам Алиев), заявив, что переговоры, к примеру, себя исчерпали, и формально не нарушив декларацию, потому что прямых обещаний не воевать они не давали.

А ведь именно отказа от применения силы в отношении непризнанных республик российские власти так долго требовали от Грузии (до того как началась война в Южной Осетии). В Москве говорили, что любые переговоры необходимо начинать именно с такого юридически обязывающего соглашения, которое бы позволило гарантировать безопасность населения этих регионов.

А вот в российско-армяно-азербайджанскую декларацию это требование почему-то не попало. Можно предположить, что в противном случае документ не подписал бы президент Азербайджана, неоднократно заявлявший, что готов освободить Карабах любыми средствами, в том числе и военными (подобная риторика, как полагают некоторые наблюдатели, позволяла ему до сих пор успокаивать радикально настроенную часть общества). Получается, то, чего Москва требовала от Тбилиси, она не решилась попросить у Баку? К чему тогда декларация, если на ключевые вопросы, касающиеся конфликта, она не дает ответа?

Разумеется, бумага, подписанная 2 ноября, это только "верхушка айсберга". Политологи теперь строят догадки о том, какие закулисные договоренности могли быть достигнуты на встрече Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна. Вариантов, если обобщить их, не так уж много. Стороны могли договориться о том чтобы "заморозить" конфликт на очередной неопределенный срок, при этом делать вид, что переговоры продолжаются, и не забывать время от времени благодарить Россию за посредничество.

Либо одна из сторон под давлением Москвы согласилась уступить. Для Азербайджана это значит - согласиться на независимость Карабаха в обмен на передачу районов из "зоны безопасности" (для того чтобы обеспечить безопасность Карабаха, в республику при этом могут быть направлены российские войска). Для Армении это значит - "сдать Карабах" в обмен на некие экономические преимущества. Например, согласиться на некую разновидность "мадридских принципов".

В этом случае, правда, армянский президент может и не успеть довести процесс до конца (если конечно, предположить, что такой вариант вообще может быть реализован). В последнее время в республике, на фоне слухов о том, что президент готов поддаться давлению Москвы, активизировалась оппозиция. В частности, герой карабахской войны Жирайр Сефилян объявил об объединении политических сил в союз против территориальных уступок Азербайджану. В свою очередь, одна из старейших партий страны, Армянская революционная федерация "Дашнакцутюн", заявила о готовности выйти из правящей коалиции, если власти проигнорируют интересы Карабаха.

Напомним, что один из прежних президентов республики, Левон Тер-Петросян, был вынужден уйти в отставку из-за того, что его план урегулирования (предусматривавший возвращение районов из "зоны безопасности" Азербайджану) вызвал раскол в правительстве, его категорически отвергли тогдашний премьер (и будущий президент) Роберт Кочарян и министры силового блока.

В подобных раскладах, правда, не учитывается, что у Нагорного Карабаха есть собственное мнение и платить за благополучие соседних стран жизнями своих граждан и собственным суверенитетом он не собирается. "Независимость и безопасность Нагорно-Карабахской республики не подлежат спекуляциям и торгам, - заявил в конце октября президент непризнанной республики Бако Саакян, выступая по итогам военных учений. - Мы заплатили за них очень дорогую цену и не вправе ставить их под угрозу". Он добавил, что в случае необходимости вооруженные силы страны готовы не только отразить нападение, но и перевести военные действия на территорию Азербайджана.

В настоящее время Карабах не является полноправной стороной переговоров. Хотя было бы логично, наверное, чтобы президент непризнанной республики приехал, например, на встречу в Москву, и подписал упомянутую декларацию, которая касается его больше, чем остальных президентов, поставивших своих автографы. Может, это придало бы документу хоть какой-то смысл.

Михаил Тищенко


Источник: http://www.lenta.ru/articles/2008/11/03/declaration/
Категория: Публикации российских газет | Добавил: Sp (06-Ноября-2008)
Просмотров: 472 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

В Москве появилась мода ходить маршами. К какому вы бы присоединились?
Всего ответов: 23
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Что-нибудь интересное
Информер

Информер

Adapted by Help-web
 
© 2009. ваш сайт
Хостинг от uCoz